Контролировать реестр запрещенных сайтов будет Роскомнадзор, а не общественная организация, было решено на вчерашнем закрытом совещании в Минкомсвязи. Бизнес-сообщество говорит, что ему по-прежнему непонятен принцип блокировки сайтов, власть обещает впредь прислушиваться к мнению представителей отрасли.
Для доработки закона
Закон
«О защите детей от противоправной информации», предусматривающий также ряд поправок в законодательство об интернете, был принят Госдумой в начале июля 2012 года. Поправки предусматривают возможность досудебного блокирования доступа к ресурсам, размещающим детскую порнографию, рекламу наркотиков или информацию о способах суицида. В первой редакции законопроекта предлагалось блокировать не только контент этих трех типов, но и вообще «информацию, которая может нанести детям вред», однако после возмущения интернет-сообщества этот пункт ко второму чтению из законопроекта исчез.
На совещании было принято другое принципиальное решение: ведение реестра сайтов с запрещенной информацией будет заниматься Роскомнадзор, а не уполномоченная общественная организация, как предполагалось ранее.
Возможность делегирования этой функции отраслевым ассоциациям давали поправки к закону, принятые во втором чтении. Источник
Однако за основу взяли другое мнение.
В ходе заседания представители интернет-сообщества высказали власти свое мнение и о других пробелах в принятом законе.
«Главный вопрос — по какому принципу будет производиться блокировка: по URL
(адресу конкретной страницы) или по IP (сетевому адресу), — рассказывал один из участников совещаний в Минкомсвязи и в администрации президента со стороны власти. — Если блокировать ресурс по IP, то в результате одной противоправной страницы, на которой пользователь сайта выложил что-то запрещенное, может быть перекрыт доступ ко всему сайту или соцсети, так как перекрывается весь узел. В случае блокировки по URL доступ блокируется только к конкретной странице».
Собеседник
«В больших городах у провайдеров стоит современное оборудование, позволяющее установить систему фильтрации DPI
Председатель правления РОЦИТ
«Если производить блокировку по IP-адресу, это может привести к тому, что из-за одного пользователя под ударом окажется целая соцсеть. В настоящее время те же соцсети мониторят своих пользователей и блокируют вредоносный контент по жалобам с их стороны, но это делается именно по URL, то есть блокируется одна страничка пользователя, где размещена запрещенная информация, а не весь ресурс.
Блокировку надо производить точечно — такова наша позиция. Исходя из этой проблемы, мы выходим на вторую — затраты на обеспечение эффективного мониторинга контента. Пока никто не делал еще точной оценки, сколько денег понадобится вложить в создание системы анализа трафика и выявления URL страниц с незаконным контентом. Я слышал разные мнения о расходах, которые потребуются на установку такой системы, от нескольких миллиардов до нескольких миллионов рублей, но точных экспертных оценок пока попросту нет», — сказал Твердынин. Он добавил, что так как Россия в вопросах законодательства в сфере интернета старается следовать по пути западных стран, то в соответствии с этим опытом расходы, вероятно, лягут на бизнес-сообщество, а не на государство.
Третье опасение интернет-сообщества — это фактическое введение цензуры и самой возможности досудебного закрытия сайтов и требование прозрачности всей процедуры, рассказал Твердынин. Он упомянул об одном из предложений по обеспечению открытости выполнения этого закона — публикации списков противоправных ресурсов, однако сам считает эту идею неудачной.
«Недовольство отраслевиков можно понять, но создание экспертной группы — это хотя бы шаг вперед. Еще один важный итог — это осознание необходимости впредь привлекать к разработке таких законов профессиональное сообщество. Предложения по доработке закона и подзаконных актов рабочая группа подготовит к 1 сентября, и в итоге закон получится более доработанным, чем сейчас», — заключил депутат от ЕР Роберт Шлегель, присутствовавший на совещании.